Многонациональный Петербург. Чуваши

15.08.2023

Многонациональный Петербург. Чуваши

  

Чувашское землячество стало оформляться в городе еще в на­чале ХХ века. В 1920-е годы по­явились чувашские кружки, хор и драматический коллектив, соз­данные студентами-чувашами. В Доме просвещения народов Востока устраивались собрания землячества. Оно продолжило свою работу и после войны, его ядром по-прежнему были сту­денты. В 1992 году был учрежден Санкт-Петербургский чувашский национально-культурный центр.

Силами и при поддержке активистов земляче­ства на Аллее Славы Пискаревско­го мемориала была установлена Памятная плита в честь урожен­цев Чувашии, погибших при обо­роне Ленинграда. Создана база данных «Мемориал чувашского землячества» с именами героиче­ски погибших земляков во время Великой Отечественной войны.

С 2013 года в землячестве стало активно развиваться молодеж­ное движение. Сегодня чувашское землячество Санкт-Петербурга — это несколько общественных ор­ганизаций, фольклорные ансамб­ли «Нарспи», «Парне», «Кевер», «Юрату» и «Азамат», спортивная сборная, Клуб чувашского языка, Клуб чувашской вышивки, выстав­ки художников — уроженцев Чуваш­ской Республики «Волга-Нева».

Стали традицией Дни чувашской культуры в Петербурге, которые проводятся ежегодно весной и со­провождаются гастролями кол­лективов крупнейших учреждений культуры Чувашии. Устраи­ваются концерты артистов эстра­ды, где питерские чуваши могут встретиться с земляками. Еже­годно в Доме национальностей проводится Детский новогодний праздник. Ярким событием стал Всероссийский конкурс детско­го творчества «Краски Чувашии». И, конечно же, Петербургский Акатуй, главный и всеми любимый праздник в начале лета.

Национальный праздник.

Акатуй — один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенне-полевых работ. Он хранит древние традиции, объединяет людей всех возрастов и профессий, воспитывает любовь к родной земле и нелегкому крестьянскому труду. В переводе с чувашского «ака» означает сев, «туй» — свадьба. Главными «персонажами» на этой символической свадьбе являются соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней крестьянской страды.

Издревле чуваши в этот день собирались для того, что поздравить друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть любимые песни. К Акатую начинали готовиться заранее. По улицам верхом на лошадях гарцевали юноши. Они собирали призы для награждения победителей на соревнованиях. Молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому молодые девушки привязывали свои лучшие вышитые полотенца и тканые пояса. В некоторых местах парни вышитые полотенца затыкали рядами за пояс, так что образовывалось нечто вроде фартука или юбки.

Почти каждый дом жертвовал на Акатуй какую-нибудь вещь: куски ткани, платки, рубашки, полотенца, яйца. Молодые люди для участия в скачках подготавливали лошадей, щедро кормили их овсом. Накануне праздника молодежь выезжала на конях и устраивала пробные соревнования «для разогрева ног коней». Для проведения соревнований составлялось своеобразное жюри из почтенных и влиятельных стариков, которое признавалось не только жителями данной деревни, но и всей округой.

В день Акатуя деревня принимала праздничный вид, на улицах царило веселое оживление. Соревнования происходили на лугу за деревней. Обычно выбирали место рядом с рекой и лесом. Еще до полудня население деревни начинало стекаться на традиционное место проведения конных скачек. Впереди шли выборные старики. Вместе с ними верхом на коне ехал один из парней, который нес длинный шест с привязанным к верхнему концу полотенцем — своеобразной эмблемой праздника. Лошадей и сбрую празднично украшали, в гривы вплетали разноцветные ленты и кисти из шерстяной пряжи, дугу обертывали цветной тканью или полотенцем.

На опушке леса на почетном месте усаживались старики — члены комиссии. Около них вкапывали в землю длинный шест с полотенцем на верхнем конце — акатуй ялавĕ (флаг акатуя). Когда народа собиралось достаточно, начинались состязания: бег, скачки, прыжки, борьба, стрельба из лука по цели и т. д. Как правило, состязания начинали мальчики. Сначала соревновались в беге на полверсты. Победители получали до десятка яиц. Детей сменяли взрослые, они бегали на дистанцию от одной до двух верст.

Самым популярным видом соревнования на Акатуе является борьба на поясах. В качестве пояса используется полотенце. Каждый борец держит полотенце в руках, охватывая им талию противника. Борьбу также начинали мальчики, постепенно очередь доходила до взрослых. Оставшийся непобежденным борец получал титул богатыря (паттăр). В состязаниях по борьбе участвовали богатыри нескольких деревень, и таким образом выявляли чемпиона всей округи. Такой паттăр пользовался всеобщим уважением.

Одним из центральных моментов на состязаниях праздника Акатуй были конные скачки на три, пять, иногда и до восьми верст. Победителям скачек дарили вышитые полотенца, призы обычно привязывали к шеям лошадей.

Праздник украшали разнообразные шуточные соревно­вания типа «бега в мешке», «бега на трех ногах», «разбивания горшка», «молодушки с коромыслом». Силу и ловкость по­казывали в таких играх, как бой с мешками на бревне, поднятие гирь, различного рода перетягивания и т. д.

Соседние деревни обычно старались проводить Акатуй в разное время. Поэтому молодежь, да и взрослые успевали погулять на нескольких праздниках кряду: в своей и соседних деревнях. В день Акатуя варили пиво, готовили творожную запеканку «чакат» и национальный суп «шурпе».

Национальное ремесло.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами. Вышивка известна практически всем народам России. Вышивка — национальная гордость чувашского народа. Молва о ярких полотнах и нарядах с оригинальными узорами зигзагообразной и геометрической формы, что из города на Волге, ходит с давних времен. Музейные собрания хранят орнаментированные вышивкой коллекции чувашской одежды, головных уборов, скатертей и салфеток преимущественно конца XVIII — начала XX веков. До наших дней дошли и отдельные образцы рубежа XV–XVI столетий. Глядя на них, отмечают богатство узоров, нитей и цвета, своеобразие швов и филигранность их исполнения, а особенно восхищаются отсутствием изнанки. Чувашская вышивка, единственная в своем роде, не имеет узлов и с обеих сторон выглядит одинаково.

Чувашская вышивка состоит из строгого геометрического узора с животными и растительными мотивами: полос и зигзагов, многочисленных квадратов, прямоугольников и треугольников, а изредка — из небольших овалов и кругов. Полноценный рисунок получают разными типами швов: росписью, косым стежком, гладью, тамбуром и т.д. Рукодельницы могут использовать до 30 разных техник.

Чувашский узор — знаковое письмо, шифр-послание с разными значениями, схожее с руническими письменами. В орнамент закладывается смысл, который может отражаться на судьбе хозяина украшенной вышивкой одежды. Например, линиями обозначают жизненный путь и дорогу, рисунком животного — трудолюбие. Некоторые узоры — это конкретные имена людей и их предков, названия населенных пунктов. Солнце — ведущий символ в национальной вышивке — расшифровывается как «источник жизни». Его вышивают в форме круга, крестика, квадрата, свастики или восьмиугольника. Солнце, как и многие другие астрономические объекты, рукодельницы часто изображают с ногами. Это связано с тем, что древние чуваши обожествляли его и относили к живым существам. Алый, приглушенный красный, мареновый, желтый, оранжевый и зеленый — самые распространенные цвета чувашской вышивки. Каждый из них несет в себе глубокий подтекст: черный — это цвет земли. Красный подразумевает огонь, источник счастья и торжества, желтый — солнце и радость, зеленый — жизнь и плодородие, синий — волшебство, а белый фон холста — чистоту и здоровье.

Чувашский этнос состоит из 3-х групп: верховых (вирьял), средненизовых (анат енчи) и низовых (анатри) чувашей. Такое исторические деление связано с местом проживания коренного населения относительно течения Волги. Несмотря на общую национальную принадлежность, этнографические группы имеют отличия в традициях. Особенно очевидно они прослеживаются в вышивке. Орнамент верховых чувашей — мелкий, филигранный, с большим количеством разных типов швов. В работах вирьял также находят отражение элементы марийского традиционного орнамента. Проживая столетиями бок о бок, народы невольно заимствуют черты культур друг друга. Вышивка низовых чувашей — более яркая и насыщенная. Ее орнамент — крупный, полихромный, с большим количеством стилизованных узоров, некоторыми элементами татарской вышивки. В работах рукодельниц средненизовой группы встречаются элементы орнамента как верховых чувашей, так и низовых.

Материал и фотографии: официальный сайт Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения «Санкт-Петербургский Дом национальностей» http://spbdn.ru/?ysclid=ljcruh87e7532861150.