Многонациональный Петербург. Якуты

 19.07.2023 г.

Многонациональный Петербург. Якуты

 

 

 

 

 

 

 

История отношений Якутии и Петербурга уходит корнями в XVIII век, когда якутские родона­чальники Софрон Сыранов и Сэсэн Аржаков обратились к Екатерине II с предложениями по улучшению условий жизни якутов, организа­ции ими самоуправления и воз­можности получения образования.

Летом 1917 года выпускник Пе­тербургского университета, со­здатель письменности народа саха Семен Новгородов пред­ставил первый якутский букварь. Примерно в это же время краевед и публицист Василий Никифо­ров (Кюлюмнюр) в арт-подвале «Бродячая собака» зачитал свою пьесу о якутском народном герое «Манчаары».

Культурное общество «Саха — Санкт-Петербург» оформилось в общественную организацию в 1990 году. Основной ее зада­чей является работа с ветеранами и молодежью, обеспечивающая связь поколений, сохранение национальных и культурных тради­ций. Общество проводит выстав­ки, лекции, концерты. Совместно с Постоянным представитель­ством Якутии проводятся субботники, торжественные мероприятия, посвященные Дню Победы, встречи с якутянами — ветеранами войны, тыла, жителя­ми блокадного Ленинграда. Отмечаются День геолога, День пожилого человека, День родного языка и письменности, национальный праздник «Ысыах», Новый год.

Национальный праздник.

Ысыах – главный праздник якутов, связанный с культом плодородия и символизирующий продолжение жизни. Ни один этнограф не возьмется сказать, когда народ саха (якуты) впервые отпраздновал Ысыах. Истоки торжества теряются где-то в древности. Если верить легендам, прародитель якутов — Эллэй Боотур — в начале лета собирал весь народ от мала до велика есть мясо, пить молоко и кумыс, водить хороводы и встречать солнце, дарящее людям жизнь. Время для праздника он выбрал не случайно: это был период массового приплода скота, изобильные дни, когда каждому доставалось пищи в избытке. Кроме того, Ысыах означал возрождение природы и восстановление человеческих сил после северной зимы. В древности праздник длился 10 дней и ночей, и каждый день Эллэй повторял: «Пусть таков будет удел наших детей!» Так он желал всему народу саха вечного процветания, здоровья и веселья. Миновали столетия, но, как ни удивительно, и в наши дни Ысыах остался прежним.

Подходящим местом для проведения торжества считаются широкие поляны, их обычно окружают рядами молодых березок, призванных отпугнуть из округи злых духов. Поскольку саха — народ-кочевник, особым уважением у него пользуется все, связанное с коневодством. Вот и в дни Ысыаха в самом центре праздничного круга устанавливают символическую коновязь — сэргэ. Верх ее венчает резная лошадиная голова, и весь столб покрывает причудливая резьба. Чтобы «небесные кобылицы» были благосклонны к людям и исполняли их просьбы, сэргэ украшают еще цветными лентами — саламой. Столб коновязи представляет собой воплощение мирового древа с его тремя мирами, иначе говоря — небольшую модель мироздания, которая передает благодать девяти божественных небес всем участникам торжества. Чтобы получить часть этой благодати в личное пользование, полагается дотронуться до каждой из восьми сторон сэргэ или поочередно прислониться к ним. Исполнившего обряд боги одаривают силой, здоровьем и благополучием. А поблизости от коновязи устраивают круг тюсюлгэ, дополнительно огражденный лентами, переплетенными с берестой. В его центре располагается алтарь в виде маленькой урасы — древнего якутского жилища (шалаша, крытого берестой). Возле алтаря женщины расставляют лучшую посуду, наполненную кумысом — напитком из кобыльего молока. После того как праздничная поляна обретает должный вид, настает время исполнения ритуалов Ысыаха. Главным из них всегда был Кюн Керсютэ — встреча восходящего солнца в день летнего солнцестояния. Появление над землей могущественного светила считается чудом, равного которому нет в человеческом мире.

На сложенном из камней костровище готовится обрядовый костер. Но еще до того как шаман подожжет его, вокруг сооружения проводят лучшего жеребца, а женщины в это время окуривают пространство дымом. Ритуальный дым должен достигнуть всех девяти небес и призвать милость бога Юрюнг айыы тойона, создавшего некогда народ саха, их землю и их коней. Затем шаман алгысчыт (с якутского «благопожелатель») разводит костер и обращается к людям с приветствием и добрыми словами. Шаман не ограничивается формальным пожеланием «всего хорошего»: он подробно перечисляет все необходимое людям для счастья, от здоровых, красивых и умных детей до благополучия и достатка в семьях и даже плодовитого скота. «Осчастливив» гостей торжества, шаман начинает торжественно произносить уруй-айхал — ритуальные слова приветствия солнцу, которые за ним хором повторяют все присутствующие. И едва из-за горизонта возникают первые солнечные лучи, все протягивают к ним ладони, чтобы получить благословение от «небесного огня».

Встретив восход солнца участники Ысыаха пускаются в пляс. Народный танец — хоровод осуохай — символизирует неразрывный круг жизни, природу, которая возрождается вновь. Танцующие двигаются посолонь (по ходу солнца), как будто замыкают круг времени и пространства. У тех, кого утомила пляска, есть возможность перевести дух, слушая олонхосутов — рассказчиков древнего эпоса олонхо. Подобно русским былинам песни олонхо передавались народом Саха из уст в уста и были записаны лишь в 20 веке. Эта «энциклопедия якутской жизни» в устах опытного рассказчика выглядит как целый спектакль: основной текст произносится речитативом, а речь от лица героев поется, да еще и на разные голоса.

Для желающих продемонстрировать окружающим свою силу и ловкость проводят спортивные состязания, как и сам праздник, имеющие давнюю историю. Якутская борьба хапсагай очень напоминает вольную борьбу. Задача борца состоит в том, чтобы любой ценой устоять на ногах — едва он касается земли другой частью тела, как бой им проигран. Для этого зрелищного соревнования по прыжкам через нарты в ряд выстраивают 10 нарт на небольшом расстоянии друг от друга. Участники должны прыгать поочередно через все нарты, поворачиваясь после каждого прыжка. Стоит кому-то из спортсменов сбиться с ритма или сдвинуть нарты, как его снимают с соревнования. Состязаются на Ысыахе также в прыжках на одной ноге, скачках, стрельбе из лука и многих других видах традиционных поединков.

Национальный спорт.

Мас-рестлинг – национальный вид спорта Якутии. «Мас» в переводе с якутского означает «деревянная палка», «рестлинг» — с английского – «борьба». Суть его заключается в перетягивании палки двумя спортсменами. Спортсмены садятся друг против друга, ступнями упираются в доску упора и по команде судьи стараются перетянуть соперника на свою сторону или вырвать палку из рук соперника. Залог победы — удержать равновесие и вывести из него соперника. Для этого существует движение ногами вдоль доски упора (спортсмены называют это «бегать по доске»), работа корпусом и кистями рук, когда палку выкручивают по горизонтали и вертикали (по правилам только до 90 градусов). Важно, чтобы противник резким движением не вырвал палку в первые же секунды. Спортсмен может даже перебросить соперника на свою сторону, для этого есть прием — упираясь ногами в доску упора и приподнимая центр массы тела, создается дополнительное рычаговое усилие. Каждая встреча проходит до двух побед и может состоять из двух или трех схваток. Во время схватки у масрестлеров задействованы почти все группы мышц. Соревнования проводятся на помосте размером 4 х 5 м., высотой не более 0,8 м.

Корни мас-рестлинга уходят далеко в прошлое. Немаловажным фактором его развития явились географическое расположение и климатические условия. Жизнь на Крайнем Севере, где очень продолжительная зима и температура доходит до 60 градусов мороза, а летом до 40 градусов жары — это постоянная борьба за выживание. Народ саха должен был поддерживать хорошую физическую форму для выживания в этом суровом климате. Якуты испокон веков в массовом порядке занимаются оригинальными физическими упражнениями и постоянно устраивают различные состязания. Этот вид спорта помогал выработать такие двигательные и волевые качества как сила, ловкость, быстрота, выносливость, смелость и решительность. Нехитрый инвентарь позволял якутам заниматься этим видом единоборства практически круглый год.

Национальное ремесло.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами. Вышивка известна практически всем народам России. Главной особенностью вышивки жителей Севера является то, что ею украшается верхняя, зимняя одежда. Вышивка органично смотрится как на кожаной и замшевой одежде, так и в сочетании с меховыми элементами. Красивой вышивкой всегда оформляли зимнюю обувь – сапоги, что так же свойственно только жителям данного региона. Северная вышивка всегда смотрится очень дорого и богато. В орнаментах, используемых мастерицами Якутии, можно заметить геометрические фигуры. А вот цветочно-растительные мотивы, а также изображения животных и человека здесь присутствуют крайне редко – их заменяют спиральные узоры. Растительные элементы можно увидеть только в вышивках мастеров 19 века – при этом, данный орнамент имеет свои особенности – в них отсутствует изображение травы и плодов.

Образ птицы в стилизованном виде присутствует во многих изображениях, ведь многие птицы – например, орлы и вороны, были особо почитаемы у жителей Севера. Вышивка у народов Севера имела большое «прикладное» значение – она выполняла роль оберегов, а также, в зависимости от того, чем занимался человек в жизни, определяла его статус и способствовала процветанию в сфере его деятельности. Например, орнаменты на одеждах шаманов или узоры, украшающие одеяние охотников, были призваны обеспечить удачную охоту и большую добычу.

Кроме одежды вышивкой украшались предметы быта – одеяла, покрывала, коврики и т.д. Особенностью северной вышивки является её объемность, рельефность. Часто вышитые орнаменты создаются с помощью тонких шнуров; также для северной вышивки характерно широкое использование бисера, металлических и костяных деталей. Помимо ниток, якутские мастерицы очень часто вышивали волосом оленя.

Материал и фотографии: официальный сайт Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения «Санкт-Петербургский Дом национальностей» http://spbdn.ru/?ysclid=ljcruh87e7532861150.