Многонациональный Петербург. Малочисленные народы Сибири

24.03.2023

Малочисленные народы Сибири

СЕЛЬКУПЫ

Селькупы возникли в ре­зультате слияния самодий­ских племен и аборигенов, заселявших среднюю Обь. В письменных источни­ках впервые упоминаются в XVI веке под названием «Пе­гая Орда». Под власть Москов­ского государства попали в 1598 году. Сегодня сель­купы проживают в Ямало-Ненецком автономном округе, Тюменской и Томской областях, в Красно­ярском крае.

Мужской костюм состоял из рубахи, замшевых штанов из кожи оленя, на поясе — нож. Женский — из пла­тья или сарафана с рубахой, пояса из цветных ни­ток, на нем — нож и наперсток. Парку (шубу из оле­ньих шкур), пимы и платок на голове носили как мужчины, так и женщины.

КУХНЯ

Квашеная с брусникой, клюквой или морошкой рыба, вяленая лосятина, мырса (лепешки из яч­менной муки), уль (хлебное вино), варенье из ягод варили без воды и сахара.

ДОЛГАНЫ

Долганы — коренной малочис­ленный тюркоязычный народ севера. Сложился в XIX веке путем слияния тунгусских племен, групп эвенков, яку­тов и русских старожилов. Пока у народа не было об­щего названия, долганы называли себя родовыми именами.

Большая часть долган про­живает в Таймырском Долга­но-Ненецком муниципальном районе Красно­ярского края, незначительная часть — в Анабарском улусе Республики Саха (Якутия). Долганы — один из самых молодых народов Сибири.

По образу и подобию русских старожилов мужчи­ны надевали рубахи и штаны, женщины — платья. Суконный кафтан (сонтап); парку из меха оленя; глухую одежду с капюшоном и мехом наружу (со- куи); шапку по типу капора, летом суконную, зимой меховую; обувь из замши носили как мужчины, так и женщины.

КУХНЯ

Рыба, нарезанная длинными полосками с разрезами в виде «елочки» и закопченная на дымокуре (юкола), желудки и кишки рыб, оставшиеся после выварки жира с солью (бётёкё), олений язык.

 

ТЕЛЕУТЫ

Предками телеутов были тюр­коязычные кочевники, на­селявшие юг Западной Сибири. Первые упоми­нания относятся к I веку н.э. Телеуты контакти­ровали с тюркскими, ки­тайскими, ираноязычными племенами. В XIII столетии оказались под влиянием монголов, а затем вошли в состав Ойратского хан­ства. В XVII веке владели территорией на юго-западе Сибири — Телеутской землицей. В течение века регион выполнял роль буфера между Россией и Джунгарским ханством, после распада которого телеуты откочевали в Джунгарию (область в Синь­цзяне и на северо-западе Китая) и в район нынеш­него проживания — в Кемеровскую область.

Мужчины носили рубаху, штаны, халат (чекмень), овчинную шубу, сапоги из мягкой кожи (чарык). Женщины — платье (кунёк), шаровары, демисе­зонный халат, шубу из овчины, на голове — платок. Легкий, приталенный, телеутский халат (телен) был частью как мужского, так и женского гардероба.

Телеутские блюда — бараний бульон с кусочками теста, луком и мясом (тутмаш), жареные калачики.

ШОРЦЫ

Шорцы — малочисленный ко­ренной народ Западной Сиби­ри — образовался в VI-IX веках при смешении кетоязычных и пришлых тюркоязычных племен. Впоследствии они были тюркизированы. Рус­ские, осваивавшие верховья реки Томь, называли шор­цев «кузнецкими татарами» за отличное владение куз­нечным ремеслом. Этнографически народ делится на две группы: южную (горно­таежную, с ХХ века — Горную Шорию) и северную (лесостепную). Северных шорцев называют абинцами. До 1926 года общим самоназванием шорцев было «тадар-кижи» (человек-татарин). В 1960 году, после ликвидации в Горной Шории колхозов, население пе­ребралось в Кемеровскую область, где сегодня в массе своей и проживает. Меньшая часть шорцев расселена в Республике Хакасия, Алтайском и Красноярском краях.

Пельмени в форме полумесяца (пелбены), кровяная колбаса (кан), большой пирог с начинкой (кюрмек), напитки на основе толокна, айран, чаи из трав, шиповника, черемухи, ячменная брага (абыртка).

И мужчины, и женщины носили рубахи (кунёк), штаны (чембар, штан) и халат (шабур) с вышивкой у ворота, на обшлагах или подоле. На плечах на­шивались полоски материи синего или зеленого цвета. Зимой надевали по нескольку халатов.