Многонациональный Петербург. Евреи

 

Еврейская община Петербурга включает несколько десятков ор­ганизаций — культурных, образо­вательных, религиозных, благо­творительных, правозащитных. В 1998 году по инициативе ряда из них была создана «Еврейская национально-культурная автоно­мия Санкт-Петербурга» (ЕНКА). Она заботится о сохранении и пе­редаче новым поколениям еврей­ского культурного и историческо­го наследия. Помогает пожилым людям, еврейским семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, детским развивающим центрам, воскресным школам. Устраивает такие крупные меро­приятия, как форум еврейского образования «Бама», Всемирный день еврейских знаний.

В 1989 году группой волонте­ров была создана еврейская бла­готворительная организация «Ева». Ее патронажная служба осуществляет уход за более чем 1600 инвалидов и пожилых лю­дей. Нуждающимся выдаются карты на покупку продуктов питания. Работает благотвори­тельная столовая, центр для общения одиноких малопод­вижных людей. У подопечных «Евы» есть возможность посе­щать библиотеку, творческие студии, компьютерные курсы, позаниматься оздоровительной гимнастикой и хоровым пением. Для них устраиваются экскурсии в музеи, дворцы и парки Петер­бурга. Действует даже служба знакомств.

С 1989 года в Питере дей­ствует еврейское общество эстетики и физической куль­туры «Маккаби». Спортклубы с таким названием стали по­являться в разных странах еще на рубеже ХХ века. В 1989 году в Ленинграде прошел первый конгресс «Маккаби СССР». С тех пор в Северной столице и дру­гих городах движение «Маккаби» открыло секции по разным видам спорта для людей раз­ных возрастов.

В истории и культуре еврейского народа особое место занимает праздник Пурим. В 2021 году он наступит вечером в четверг 25 февраля и завершится к ночи в субботу 27 февраля. Удивительное торжество посвящено спасению народа от врагов. Исторические корни праздника уходят в Древнюю Персию, когда визирь Аман пытался уничтожить еврейский народ во время правления персидского царя Ахашвероша, или Артаксеркса, как звали его греки. Могущество его распространялось на огромную империю, включающую Индию, Малую Азию, Македонию, Сирию, Вавилонию, Израиль, Египет, часть Аравийского полуострова.

Когда-то духовный лидер евреев Мордехай спас жизнь властителю, но сам оказался под гневом верховного сановника Амана за то, что не склонялся перед ним. Местью злодея был коварный план по уничтожению всех евреев. Интригами он добился согласия Ахашвероша на массовые расправы в один день. Аман бросил жребий для выбора даты истребления народа. Отсюда и произошло впоследствии название праздника Пурим — от слова «пур», что означает жребий. Мордехай обратился с призывом о помощи к своей родственнице Эсфирь (Эстер), которая была возлюбленной царя. Когда Ахашверош во время пира узнал от нее об интригах, приказал казнить визиря на той виселице, которую готовили для Мордехая, а всем евреям дал право защищаться от нападавших врагов. Так день расправы над евреями превратился в день освобождения. Эстер и Мордехай навсегда остались в памяти еврейского народа. Сам же Пурим стал символом победы мудрости и любви над злом и коварством.

Так как Пурим не упоминается в Торе, работать в этот день не запрещается. Накануне Пурима иудеи держат «пост Эстер», в синагогах в праздничные дни читают Свиток Эстер — часть Танаха (еврейской Библии), рассказывающую историю о спасении евреев. При упоминании Амана в синагоге свистят, топают ногами и трещат специальными трещотками, выражая так ненависть к злодею. В день праздника Пурим евреям предписывается пить много вина, желательно до полного опьянения, чтобы не различать проклятия злодею Аману и благословения Мордехаю. Это единственный случай в еврейской культуре, когда вино сверх меры не возбраняется, хотя традиционно отношение иудеев к пьянству отрицательное. Причина кроется в том, что чудеса Пурима во время пира происходили тоже благодаря действию вина.

Традиционными для праздника являются карнавальные шествия и шуточные представления, или пуримшпили. Участники переодеваются, прячут лица под масками. Карнавальные шествия должны напоминать о том, что под маской случайных стечений обстоятельств скрывается божественный замысел. Главное лакомство на празднике – треугольные пирожки гоменташи (уши Амана). Форма выпечки напоминает зимнюю шляпу-треух, которую носил визирь. Пирожки пекут с разной начинкой: джемом, маком и медом.

Еврейская кухня в отличие от иных мировых кулинарий подчиняется довольно строгому своду религиозных законов. Ее блюда часто готовятся согласно кашрута — свода правил, касающихся питания. Пища, приготовленная в соответствии с этими правилами, называется кашерной.

Традиционно еврейская кухня разделяется на сефардскую и ашкеназскую. Традициям первой следуют в основном евреи, живущие на Ближнем Востоке, второй – в европейских странах. Евреи в Европе жили, как правило, бедно, и им приходилось постоянно изобретать, как достойно и сытно накормить большую семью. Неудивительно, что именно ашкеназские хозяйки славятся умением приготовить из одной курицы знаменитый в традиционной еврейской кухне обед из трех блюд. Это бульон, фаршированная куриная шейка и котлеты.

Особенностью еврейской кухни является постоянная необходимость готовиться к Субботе – еженедельному празднику в еврейской семье. В Субботу устраивают три праздничных стола: вечером в пятницу, утром или днем в субботу и последний – на исходе дня. Первые трапезы начинаются, как и в другие праздники, с освящения дня – кидуша, произнесения благословений на вино. После­ кидуша следует омовение рук, благословение хлеба, который обмакивают в соль (в осенние праздники – в мед), и начинается первая перемена блюд еврейской кухни.

Кашрутом очень подробно определено, можно ли и как именно готовить и употреблять в пищу различные виды мяса, птицы и рыбы. Именно на основе этих заповедей существует закон, по которому евреи не едят свинину, конину, не едят зайчатину, крольчатину, морепродукты, хищных птиц и рептилий.

  • В традиционной еврейской кухне существует правило разделять посуду для приготовления мясной и молочной пищи. Все кастрюли, формы, миски, ножи, доски – с помощью которых готовят молочную пищу, нельзя использовать для приготовления мясного и наоборот.
  • Для того, чтобы мясо стало кошерным и могло быть использовано в национальной еврейской кухне, скотина да и птица должны быть зарезаны с соблюдением определенных ритуалов и правил. Законам кошерного забоя скота обучаются в ешиве (религиозном учебном заведении).
  • После забоя мясо должно быть тщательно отделено от жил, в частности от «седалищного нерва», о котором специально упомянуто в Торе. Профессия того, кто удаляет жилы и седалищный нерв у скотины, имеет название «менакер». Так же как и «резник», или «шохет», это популярные еврейские фамилии, указывающие род занятий предков их носителей.
  • Евреи считают, что душа — в крови животного, и поэтому кровь в кошерной еврейской кухне запрещена в пищу. Для того чтобы сделать пригодными для еды (откошеровать) кроветворные органы, их нужно определенным образом подготовить.
  • Для того чтобы рыба была кошерной, у нее должны быть плавники и чешуя. Если того или другого нет, как у осетровых или сома, – она некошерна, соответственно, и икра ее тоже некошерна. Некошерны также стерлядь, скат, акула, угорь и морепродукты (лангусты, устрицы, раки, омары, креветки, осьминоги).
  • Молочные продукты и молоко в традиционной еврейской кухне должны быть от кошерного животного, без примесей. Сыры, заквашенные сычужным ферментом, некошерны. Но сейчас достаточно сыров, которые производятся с искусственно выращенными ферментами и без проблем используются в кошерной еврейской кухне.
  • Желатин также продукт животного происхождения, а потому некошерен. Вместо него в еврейских рецептах используют агар.
  • Вина и алкогольные напитки, приготовленные не из винограда (водка, ликеры, текила, ром), не нуждаются в разрешении на кашрут.

Одни из самых популярных блюд еврейской кухни это – форшмак (еврейская закуска из рубленой сельди), фалафель (представляет собой шарики, изготовленные из измельченного нута либо других бобовых культур с пряностями, которые жарятся во фритюре), маца (лепешки из теста, не прошедшего сбраживание), шакшука (блюдо, состоящее из яиц, которые жарятся на оливковом масле вместе с помидорами, чесноком, перцем и приправами),  хумус (своеобразный паштет из отварного нута, ароматизированного приправами), чолнт (традиционное еврейское субботнее блюдо из мяса, овощей, крупы и фасоли), суфгания (представляет собой пончик с вареньем внутри, считается традиционным ханукальным кушаньем), хала (является традиционным еврейским плетеным хлебом, который выпекается для субботнего или праздничного стола), различные кугели (пудинги в заливке из яиц), креплах (треугольные пельмени), мухаммара (густое пюре из запеченного перца и грецкого ореха), цимес (сладкое овощное рагу, главным ингредиентом которого является морковь),  латкес (считается классическим ханукальным блюдом, приготовленным из натертого сырого картофеля) и различные еврейские десерты, которые невозможно сосчитать.

Материал и фотографии: официальный сайт Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения «Санкт-Петербургский Дом национальностей» http://spbdn.ru/?ysclid=ljcruh87e7532861150.