Навруз — весенний праздник тюркских и иранских народов

Навруз — весенний праздник тюркских и иранских народов, он отмечается в день весеннего равноденствия, символизирует приход весны и начало Нового года по астрономическому солнечному календарю. Это один из самых древних праздников, ежегодно отмечаемый миллионами людей в разных странах мира на протяжении тысячелетий. Навруз – ровесник земледелия и связанных с ним ритуалов и культов. От разлива рек, наступления сезонов дождей или засухи зависела жизнь древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, которые на основе регулярных наблюдений за небесными светилами знали, что с днями солнцестояния или равноденствия связана смена времен года. Так семь тысячелетий назад возник земледельческий календарь солнечного летоисчисления. Приход весны и начало земледельческих работ определялось прохождением Солнца через точку весеннего равноденствия. На смену зиме приходила весна, на смену холоду — тепло. Наступал «Навруз» («новый день» на фарси). Так Навруз стал неотъемлемой частью культуры многих народов Ирана и Центральной Азии задолго до возникновения зороастризма, иудейства, христианства и мусульманства.

За тысячелетия у разных народов сложились разные обычаи празднования Навруза, но главный смысл и идеалы этого праздника неизменны для всех – единение с природой, примирение и прощение. Сколько веков Наврузу, столько и поверью, что чем веселее и радостнее он пройдет, тем щедрее будет к людям природа. Поэтому в этот день льются обрядовые песни, танцуют и веселятся люди, радуются приходу весны, дарят друг другу подарки.

Современный Навруз перенял многие культовые традиции древнейших времен. Так, в последнюю среду перед Наврузом у взрослых празднующих принято проходить символический обряд очищения — разжигать большой костер и прыгать через его пламя по семь раз. Ночью накануне Нового года положено проходить очищение водой, например, обливать друг друга проточной водой или прыгать через небольшие источники. В канун праздника положено тщательно убираться дома, делать мелкий ремонт, выносить мусор и выбрасывать лишние вещи. Неделю перед праздником необходимо посвящать не только телесной, но и духовной чистоте: мириться с соседями и недругами, прощать долги, каяться в совершенных грехах. Примерно за неделю до праздника представители старшего поколения дома должны высеять на блюдах пшеницу или чечевицу. Когда ростки прорастают до 5-7 сантиметров, блюдо ставят на праздничный стол как главное украшение праздника и символ зарождения новой жизни.

Традиционные блюда для праздничного стола бывают разными. Так, в Казахстане готовят питательный злаковый суп Наурыз-коже, который нужно попробовать в семи домах, чтобы заручиться поддержкой природы в будущем году. Готовят его также из семи ингредиентов: воды, соли, муки или лапши, молока или айрана, творожного курта, крупы – ячменя, перловки или пшеницы и, конечно, любимейшего блюда тюркских народов – мяса.

В Азербайджане, Таджикистане и Узбекистане в канун праздника готовят похожее на халву ритуальное блюдо сумалак, которое восстанавливает силы и бодрость, утраченные за зиму. Для его приготовления каждый член семьи приносит горсть проросших зерен пшеницы и закладывает ее в общий котел. Зерна перемалывают, отжимают, смешивают с мукой, хлопковым маслом и орехами в большом котле. На дно кладут промытые камни, которые не позволят сумалаку подгореть и поддержат правильный температурный режим. Далее необходимо несколько часов помешивать сумалак – в это время человек освобождается от недобрых мыслей и чувствует свою причастность к общему делу. Также во время приготовления этого блюда женское население дома садится около казана, рассказывает друг другу легенды, сказки, поет частушки. Готовый сумалак охлаждают, разливают в пиалы и едят как питательный кисель в день Навруза.

В некоторых странах праздничный стол на Навруз называют хафт-син, и ставить на него принято семь продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы «син»: это яблоки, дикие маслины, чеснок, проросшее зерно, уксус, семена руты и черные семечки. В Иране приветствуется использование другого набора ритуальных продуктов и предметов – монеты, специи, сумалак, ягоды, зелень, проростки злаковых и чеснок.

В Центральной Азии по традиции готовят к праздничному столу и плов, без которого не обходится ни одно застолье. К столу приглашают всех знакомых и соседей, детям раздают сладости, на улицах соревнуются в народных забавах и играх, а заканчивается праздник посещением природы в кругу самых родных и близких.

Материал и фотографии: официальный сайт Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения «Санкт-Петербургский Дом национальностей» http://spbdn.ru/?ysclid=ljcruh87e7532861150.