|
Приглашение для СМИ на 27.01.2025
Программа мероприятий СПб ГУП «Горэлектротранс»
к 81-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
1. Пресс-подход в ЭВК ГЭТ и Рейс Памяти блокадных трамваев до Нарвских ворот — конечной точки маршрутов пассажирского трамвая в годы войны.
2. Возложение цветов к памятнику Блокадному трамваю на пр.Стачек, 114 и работа уличной экспозиции с аудио.
3. Акция «Трамвай Ленинградской Победы» на маршруте №62.
4. Акция Памяти на Пискаревском мемориальном кладбище и возложение цветов на Аллее Памяти к стеле работникам ТТУЛ, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
____________________________________________________________________________________
1. Экспозиционно-выставочный комплекс Горэлектротранса приглашает СМИ
на Рейс Памяти до Нарвских ворот
«Вагон дальше не идет, дальше – фронт»… В годы войны пассажирское трамвайное движение из города осуществлялось только до Нарвских ворот. Однако Нарвские ворота непосредственно с линией фронта соединяла подвозная трамвайная линия. На ней работали фронтовые трамваи, которые снабжали фронт боеприпасами, а обратно вывозили раненых. После прорыва блокады от Нарвских ворот также отправлялся поезд «Бесстрашный» (паровик с двумя трамвайными вагонами), который вез рабочих на Кировский завод.
Программа
Адрес: Средний пр., 77, Экспозиционно-выставочный комплекс ГЭТ
10:00-10:30 – Пресс-подход на фоне блокадных трамваев.
10:30-11:00 – Возложение цветов к мемориальной доске в память о подвиге блокадных трамвайщиков у входа в Василеостровский трамвайный парк, Средний пр. В.О. д. 79.
11:00-12:15 – Отправление вагонов в Рейс Памяти до Нарвских ворот. Колонна в составе блокадных пассажирских трамваев МС-4, МС-4 + МСП-3 и грузового вагона ГМу №Г-67 следует до Нарвских ворот по маршруту: Средний пр. В.О. – Кадетская линия – Тучков мост – пр. Добролюбова – Кронверкский пр. – Троицкий мост – наб. Лебяжьей канавки – Садовая ул. – пл. Мира – пл. Тургенева — пл. Репина – Старо-Петергофский пр. – пл.Стачек. Пассажирами Рейса Памяти также станут реконструкторы из сообщества «РЕКОН СПб».
Почетным гостем станет Константин Михайлович Шпиллер, родившийся в 1943 году в семье директора Василеостровского трамвайного парка. Свое детство Константин Михайлович провел в общежитии при трампарке и помнит военные годы работы парка.
Аккредитация до конца дня 26 января через почту: p_secr1@spbget.ru по форме: ФИО, издание, контактный телефон.
Форма для прохода:
Название СМИ | ФИО | Должность | Паспорт
(номер, выдан) |
Дата и место рождения | Адрес регистрации |
Контакт на месте: +7 981 697 96 11 – Дарья Жирухина, Пресс-служба СПб ГУП «Горэлектротранс»
____________________________________________________________________________________
2. Трамвайный парк №8 совместно с администрацией Кировского района возложат цветы к памятнику «Блокадному трамваю». Весь день будет работать уличная экспозиция с аудио
Трамвайный парк №8 на пр.Стачек в годы войны был расформирован и заминирован. Вагоны трампарка, нагруженные балластом, как последний рубеж обороны выкатили на Петергофское шоссе. Вылетная часть Ораниенбаумской электрической линии (историческое название Стрельнинской трамвайной линии, нынешний маршрут №36) была перерезана линией фронта. На оставшемся за Ленинградом участке трамвайных путей работали фронтовые трамваи для нужд фронта. В память о тех событиях военных лет на пр.Стачек,114 установлен памятник «Блокадному трамваю».
Программа
Адрес: пр.Стачек, 114. Памятник «Блокадному трамваю».
12:00 – официальная программа и возложение цветов.
Весь день (с 09:00 до 16:00) – работа уличной экспозиции с противотанковыми ежами и треногой со стихотворениями о детях блокадного Ленинграда. На протяжении всего дня к памятнику будут приходить школьники. Из колонки весь день будут транслироваться блокадные стихотворения в исполнении школьников Кировского района.
Аккредитация и контакт на месте: +7 914 550 7463 – Анастасия Нурадилова, Пресс-служба СПб ГУП «Горэлектротранс»
____________________________________________________________________________________
1. Петербургский Горэлектротранс совместно
с Подростково-молодежным досуговым центром «Фрунзенский»
проведут акцию «Трамвай Ленинградской Победы» в трамвае №62
Ежегодная патриотическая акция в линейном трамвае проводится по инициативе Подростково-молодежного досугового центра «Фрунзенский». В акции принимают участие волонтеры Центра. В рейсе запланировано музыкально-литературное сопровождение и раздача Ленточек Ленинградской Победы пассажирам Фрунзенского района.
Адрес: к/с «ул. Малая Балканская»
Время старта: 15:17
Справки по телефону: +7 981 697 96 11 – Дарья Жирухина, Пресс-служба СПб ГУП «Горэлектротранс»
Контакт на месте: +7 996 780-58-90 – Анастасия Зайцева, специалист по работе с молодежью
____________________________________________________________________________________
Справка о Рейсе Памяти до Нарвских ворот
27 января, 10:00
Средний пр. В.О, д. 77, Экспозиционно-выставочный комплекс Горэлектротранса
История блокадного трамвая связана с моделями МС и ЛМ-33, они стали единственным пассажирским транспортом в осажденном городе. Также вагоны ЛМ-33 переоборудовали под санитарные, с помощью специальных креплений вместо сидений устанавливались носилки для перевозки раненых. В санитарных трамваях, по воспоминаниям блокадных трамвайщиков, даже была своя библиотечка с книгами и газетами: страдания раненых пытались облегчить всеми способами.
Пассажирское трамвайное движение осуществлялось в блокадном Ленинграде до Нарвских ворот. Дальше в направлении фронта по путям Оранэлы, оставшимся на территории Ленинграда, функционировала только подвозная трамвайная линия для фронтового трамвая, который вез на фронт боеприпасы и продовольствие и эвакуировал раненых. В память об этом на пр.Стачек 114 у ворот Трамвайного парка №8 установлен памятник Блокадному трамваю. В войну на территории Трамвайного парка №8 размещались войска, сам парк был законсервирован и заминирован, а вагонами парка, нагруженными песком и булыжником перегородили Петергофское шоссе как последний рубеж обороны.
После прорыва блокады за Нарвские ворота к Кировскому заводу для перевозки рабочих запустили паровоз с двумя трамвайными вагонами. Поезд от Нарвских ворот в составе паровоза и прицепных трамваев вошёл в историю как «Бесстрашный». Он следовал только по одному правому пути, а обратно с завода шел вагонами вперед, подталкиваемыми локомотивом.
«Блокада. Трамвай дальше не идет, дальше передний край» — подпись к фото из Центрального архива СПб ГУП «Горэлектротранс»
Блокадные вагоны, задействованные в Рейсе Памяти
В памятный рейс до Нарвских ворот, конечной точки городских пассажирских маршрутов в блокаду, отправятся подлинные вагоны военных лет типа МС-4 и грузовой трамвай ГМУ из коллекции Экспозиционно-выставочного комплекса ГЭТ. В качестве пассажиров блокадных трамваев рейс будут сопровождать реконструкторы проекта «РЕКОН СПб», одетые в гражданскую одежду 30-40 гг. и военную форму 40-х гг. Вагоны также будут в блокадной экипировке.
МС-4
Вагоны типа МС-4 были выпущены в 1931 году на заводе «Красный путиловец» и эксплуатировались в Ленинграде в качестве пассажирских вплоть до 1967 года. Несмотря на прекращение выпуска в 1932, они до сих пор используются в Горэлектротрансе в качестве служебных. МС-4 были первыми в стране вагонами, выпускаемыми со стальным каркасом, и во время блокады составляли основу подвижного состава трамвайных парков Ленинграда. Во время осады города эти вагоны считались наиболее удобными в эксплуатации: их благодаря небольшому размеру в случае происшествий можно было вытолкать руками. МС эксплуатировались и как грузовые, и как пассажирские.
МСП
Трамваи МСП эксплуатировались в те же годы, что и МС-4. В большинстве своем вагоны типа МС были моторными, но некоторые из них перестраивались в прицепные: по конструкции, по кузову они остались аналогичными моторным, но с них были убраны двигатели, контроллеры, электрическое оборудование. Аббревиатура МСП расшифровывается как Моторный Стальной Прицепной. МСП работали в составе трамвайного поезда в сцепке с МС.
ГМу
Вагоны типа ГМу – это грузовые вагоны, которые эксплуатировались в Ленинграде с 1940 года по 1998 год, а до второй половины 2000-х годов использовались на предприятии в качестве служебных. Выпускались на ВАРЗ-1 для подвоза сырья на заводы, перевозки грузов между предприятиями, железнодорожными станциями. Во время Великой Отечественной войны грузовые вагоны оказались незаменимыми для города и применялись для доставки боеприпасов и продовольствия на фронт, товаров в магазины, перевозки важных грузов. Грузовой трамвай сыграл огромную роль в эвакуации людей из блокадного Ленинграда и при очистке города во время блокадной зимы 1942 года. Грузовые трамваи вывозили снег, грязь и нечистоты, чтобы избежать эпидемии. После мартовского субботника 1942 года с участием грузового трамвая 15 апреля 1942 года было возобновлено пассажирское трамвайное движение, прерванное на 4 месяца из-за перебоев с электричеством. Больше трамвайное движение в городе не останавливалось никогда.
Справки по телефонам:
+7 921 395 43 13 — Дарья Тимофеева, Пресс-службы СПб ГУП «Горэлектротранс»
+7 981 697 96 11 – Дарья Жирухина, Пресс-служба СПб ГУП «Горэлектротранс»