Многонациональный Петербург. Грузины

04.09.2023

Многонациональный Петербург. Грузины

  

С 1989 года в городе на Неве дей­ствует грузинское землячество «Иверия». Оно начиналось как культурно-просветительское об­щество под председательством профессора Михаила Орджо­никидзе. С тех пор организация не раз меняла статус, сейчас она существует как «Санкт-Петер­бургская национально-культур­ная автономия грузин». Но за все эти годы она сохраняла в своем названии древнее имя грузин­ского государства — «Иверия».

Сердце общины — Церковь Шестоковской иконы Божьей Матери на Старорусской улице. Она была передана грузинскому приходу в 1992 году, и тогда же началась реконструкция здания с последующей реставрацией. Храм расписывали грузинские иконописцы по бла­гословению Каталикоса — Патри­арха всея Грузии Илии II. Церковь была воссоздана в историческом виде, сегодня служба в ней ве­дется на грузинском и русском языках.

В 1994 году при школе № 306 усилиями землячества была открыта грузинская школа для детей и взрослых, недостаточно владеющих русским языком. В 2003 году школа обрела статус государственного учреждения, объединившись с общеобразова­тельной школой № 122 Централь­ного района. Ее ученики имеют возможность факультативно изу­чать грузинские язык и литера­туру, историю и культуру. При школе создан вокально-хорео­графический ансамбль «Иверия». Кроме него, диаспо­ра организо­вала хорео­графические ансамбли «Сихарули», «Сакартвело», «Лазика», а так­же вокально-ин­струментальные «Дариали», «Баллада» и «Арагви». Эти коллективы — многократные лауреаты и побе­дители всероссийских, междуна­родных, региональных, городских фестивалей и конкурсов.

Память героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиони увековечена на ме­мориальной доске дома № 23 по улице Большой Морской, где жил прославленный генерал. В честь грузин, погибших при за­щите Ленинграда, установлена мемориальная доска на Писка­ревском кладбище.

Землячество проводит «Дни гру­зинской культуры в Петербурге» и «Фестиваль грузинского кино».

Национальная кухня.

История грузинской кухни насчитывает несколько тысячелетий, и современная ее популярность далеко за пределами страны объясняется бережным отношением грузинских поваров к национальным кулинарным традициям. Блюда грузинской кухни отличает яркость вида и вкуса, выраженная национальная окраска, которая обеспечивается использованием характерного набора овощей, большого количества зелени и неповторимых грузинских сыров. Кроме самих блюд, грузинская кухня – это еще и традиция застолья, где общение столь же значимо, как и сама трапеза. Само понятие перекуса или фастфуда для Грузии абсурдно.

В январе 2019 года популярному блюду грузинской кухни – хачапури – был присвоен статус нематериального наследия Грузии. Название этого блюда национальной грузинской кухни переводится как творог с хлебом: «хачо» – творог и «пури» – хлеб. Его заслуженно считают значимым компонентом и визитной карточкой национальной кухни. Блюдо не имеет единой рецептуры, знаменитые хачапури в разных регионах готовят по-своему.

Пряности и травы – огромная любовь к ним грузинского народа стала причиной появления стереотипа: «В Грузии едят слишком острые блюда». На самом деле это не так. Пряности добавляются в состав соусов и подливок, но лишь для усиления вкуса и придания им неповторимого аромата. Самыми популярными травами здесь считаются кинза, базиликмята, эстрагон, чабер и зеленый лук.

Говорят, что узнать Грузию можно по ароматам самых популярных блюд, многие из которых давно стали интернациональными. К ним относятся:

Хачапури – лепешка с сыром. Мцвади – шашлык. Сациви – соус из грецких орехов со специями, который традиционно подают к курице. На сегодняшний день имеет около десятка разновидностей. Хинкали – аналог наших пельменей. В качестве наполнителя могут использоваться не только разные виды мяса, но и грибы или сыр. Лобио – блюдо из фасоли со специями и растительным маслом. Харчо – рисовый суп из говядины с острыми специями. Пхали – паштет из тушеных овощей с ореховой заправкой. Чихиртма – суп из куриного или бараньего бульона. Цыпленок табака – цыпленок, обжаренный со специями на сковороде особой формы, которая делает его немного приплюснутым.  Чахохбили – рагу из курицы или фазана, которое готовится практически в собственном соку. Аджапсандали – блюдо из овощей со специями. Чакопули – праздничное пасхальное блюдо из баранины со сливами. Аджика – острый соус из томатов и специй. Ткемали – соус из алычи со специями. Гозинаки – козинаки, приготовленные из орехов и меда. Шакарлама – печенье с миндалем.

Национальный спорт.

Чидаоба или картули чидаоба — традиционная грузинская борьба. Предысторией грузинской борьбы, согласно преданиям, является поединок далекого предка со зверем. Грузины подчеркивают, что эту борьбу им подарила сама природа. Сама природа подсказывает борцу приемы. Как ветвь винограда обвивается вокруг ствола, так и чидаобист проходит свои броски с обвивом ноги соперника. Описание данного вида спорта есть в произведении «Витязь в тигровой шкуре» грузинского поэта Шота Руставели (1166-1216), встречается в работах этнографов и ученых XIX века. В русском языке с конца XIX и до 40-х годов XX века чидаоба называлась «кавказской борьбой на чохах», или «грузинской борьбой».

Поединок выглядит следующим образом. Борцы (мочидаве) выходят на специальную площадку сачидао одетыми в сшитые из крепкого материала куртки (чоха) с засученными рукавами, либо без рукавов. Многие из борцов прошлого считали необходимым бороться босиком, так как, по их твердому убеждению «тогда и земля помогает», «лучше нога ногу чувствует».

Обычно перед началом схватки борцы обходили образованный собравшимися на борьбу зрителями круг в пляске — «лезгинке» (сейчас в Грузии ее называют «картули»), или со специальным борцовским танцем «палавнури». В чидаобе схватка ведется в высокой открытой стойке, поскольку «сгибаться в защитной низкой стойке по неписаным правилам грузинской борьбы – недостойно мужчины». Кроме того, правилами запрещается производить захваты ниже пояса, атаковать упавшего на колени и повернувшегося спиной, что оговорено в своеобразном кодексе борцовской этики: «Не бьют, не атакуют и упавшего на колени. Как можно? Ведь противник и так уже оказался в позе, недостойной мужчины, и не для него, а для тебя унизительно воспользоваться его неудачей или слабостью. Надо ждать, когда он встанет». Выйдя в «круг», борцы некоторое время разглядывали друг друга, ожидая нападения соперника и, в свою очередь, примеривались сами, готовясь к броску: «Борцы долго кружатся друг около друга и, наконец, дело завязывается; они переплетаются руками, и после долгих усилий, более ловкий берет вверх. Охватив руками противника, он сжимает его или, ловко подставив спину и перекинув через плечо, растягивает на земле».

Борьба ведется только в стойке с применением захватов за чоху и руки. Основными приемами чидаобы являются самые разнообразные виды подножек, подсечек, подбивов, обвивов и зацепов. Применяются также приемы и контрприемы, связанные с обхватом туловища с последующим броском. Для победы необходимо опрокинуть противника «на лопатки». В ряде мест было достаточно, чтобы соперник коснулся земли спиной хотя бы на мгновение, в других же победитель должен был некоторое время удерживать поверженного в этом положении. В горных районах Грузии встречалось также правило, согласно которому проигравшим считался любой из борцов первым коснувшийся земли коленом, поэтому падение на спину не было обязательным условием победы.

Как отмечают сами грузины, чидаоба – это борьба ловких, быстрых и стремительных, а также умных борцов, физическая сила здесь имеет второстепенное значение. Схватки по борьбе непременно проходили под музыкальное сопровождение зурны (свирели) и барабана – доли. Техника чидаобы существенно обогатила технику советской школы вольной борьбы и самбо.

Материал и фотографии: официальный сайт Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения «Санкт-Петербургский Дом национальностей» http://spbdn.ru/?ysclid=ljcruh87e7532861150.