24.03.2023
Малочисленные народы Сибири
СЕЛЬКУПЫ
Селькупы возникли в результате слияния самодийских племен и аборигенов, заселявших среднюю Обь. В письменных источниках впервые упоминаются в XVI веке под названием «Пегая Орда». Под власть Московского государства попали в 1598 году. Сегодня селькупы проживают в Ямало-Ненецком автономном округе, Тюменской и Томской областях, в Красноярском крае.
Мужской костюм состоял из рубахи, замшевых штанов из кожи оленя, на поясе — нож. Женский — из платья или сарафана с рубахой, пояса из цветных ниток, на нем — нож и наперсток. Парку (шубу из оленьих шкур), пимы и платок на голове носили как мужчины, так и женщины.
КУХНЯ
Квашеная с брусникой, клюквой или морошкой рыба, вяленая лосятина, мырса (лепешки из ячменной муки), уль (хлебное вино), варенье из ягод варили без воды и сахара.
ДОЛГАНЫ
Долганы — коренной малочисленный тюркоязычный народ севера. Сложился в XIX веке путем слияния тунгусских племен, групп эвенков, якутов и русских старожилов. Пока у народа не было общего названия, долганы называли себя родовыми именами.
Большая часть долган проживает в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края, незначительная часть — в Анабарском улусе Республики Саха (Якутия). Долганы — один из самых молодых народов Сибири.
По образу и подобию русских старожилов мужчины надевали рубахи и штаны, женщины — платья. Суконный кафтан (сонтап); парку из меха оленя; глухую одежду с капюшоном и мехом наружу (со- куи); шапку по типу капора, летом суконную, зимой меховую; обувь из замши носили как мужчины, так и женщины.
КУХНЯ
Рыба, нарезанная длинными полосками с разрезами в виде «елочки» и закопченная на дымокуре (юкола), желудки и кишки рыб, оставшиеся после выварки жира с солью (бётёкё), олений язык.
ТЕЛЕУТЫ
Предками телеутов были тюркоязычные кочевники, населявшие юг Западной Сибири. Первые упоминания относятся к I веку н.э. Телеуты контактировали с тюркскими, китайскими, ираноязычными племенами. В XIII столетии оказались под влиянием монголов, а затем вошли в состав Ойратского ханства. В XVII веке владели территорией на юго-западе Сибири — Телеутской землицей. В течение века регион выполнял роль буфера между Россией и Джунгарским ханством, после распада которого телеуты откочевали в Джунгарию (область в Синьцзяне и на северо-западе Китая) и в район нынешнего проживания — в Кемеровскую область.
Мужчины носили рубаху, штаны, халат (чекмень), овчинную шубу, сапоги из мягкой кожи (чарык). Женщины — платье (кунёк), шаровары, демисезонный халат, шубу из овчины, на голове — платок. Легкий, приталенный, телеутский халат (телен) был частью как мужского, так и женского гардероба.
Телеутские блюда — бараний бульон с кусочками теста, луком и мясом (тутмаш), жареные калачики.
ШОРЦЫ
Шорцы — малочисленный коренной народ Западной Сибири — образовался в VI-IX веках при смешении кетоязычных и пришлых тюркоязычных племен. Впоследствии они были тюркизированы. Русские, осваивавшие верховья реки Томь, называли шорцев «кузнецкими татарами» за отличное владение кузнечным ремеслом. Этнографически народ делится на две группы: южную (горнотаежную, с ХХ века — Горную Шорию) и северную (лесостепную). Северных шорцев называют абинцами. До 1926 года общим самоназванием шорцев было «тадар-кижи» (человек-татарин). В 1960 году, после ликвидации в Горной Шории колхозов, население перебралось в Кемеровскую область, где сегодня в массе своей и проживает. Меньшая часть шорцев расселена в Республике Хакасия, Алтайском и Красноярском краях.
Пельмени в форме полумесяца (пелбены), кровяная колбаса (кан), большой пирог с начинкой (кюрмек), напитки на основе толокна, айран, чаи из трав, шиповника, черемухи, ячменная брага (абыртка).
И мужчины, и женщины носили рубахи (кунёк), штаны (чембар, штан) и халат (шабур) с вышивкой у ворота, на обшлагах или подоле. На плечах нашивались полоски материи синего или зеленого цвета. Зимой надевали по нескольку халатов.