17.11.2022
Чеченцы и ингуши (вайнахи)
Чеченцы и ингуши проживают на Северном Кавказе с незапамятных времен и являются одним из автохтонных народов нашей страны. Ряд известных ученых на основании языкового сходства делают вывод о родстве далеких предков чеченцев и ингушей с шумерами, хурритами и урартами. В раннее Средневековье они входили в состав государства Хазарский каганат (Хазария) и Алания, представлявшего собой многоплеменный и многоязычный союз. Как этнос в их современном виде чеченцы и ингуши консолидировались в XVII веке. Свою роль в этом сыграла Кавказская война. Эти народы трижды в своей истории переживали масштабные вынужденные миграции. В 1865 году вскоре после поражения Шамиля около пяти тысяч чеченских и ингушских семей вместе с другими горскими народами переселились в Османскую империю. Часть из них позже вернулась, но основная масса переселенцев-беженцев осела на территории современных Турции, Сирии и Иордании. С 1930-х годов для совместного обозначения чеченцев и ингушей стал использоваться термин «вайнах».
В 1944 году чеченский и ингушский народы были депортированы в Среднюю Азию и Казахстан, в 1957 году им разрешили вернуться на родину, однако часть сосланных предпочли остаться в Киргизии и Казахстане. Наконец, третья волна вынужденных переселенцев пришлась на осетино-ингушский конфликт и на две чеченские войны новейшего времени. Беженцы оседали в Турции, арабских и европейских странах (крупные диаспоры ингушей и чеченцев появились во Франции, Австрии и Бельгии). Сегодня в мире насчитывается примерно полтора миллиона чеченцев и больше полумиллиона ингушей.
ТРАДИЦИИ
Чеченский и ингушский народы делятся на тейпы, которых в настоящий момент насчитывается порядка 250 (около 170 чеченских и свыше 70 ингушских). Когда-то часть чеченцев и ингушей исповедовала христианство. В горах Чечни можно встретить руины христианских церквей, относительно целый храм Тхаба-Ерды сохранился в Ингушетии. Сегодня чеченцы и ингуши исповедуют суфизм — мистическое течение в исламе, проповедующее аскетизм и высокую духовность. Среди них представлены два суфийских ордена-тариката — Накшбандийа и Кадирийа. Оба появились на Северном Кавказе в XIX веке. Большое влияние на вайнахов имеют адаты — обычаи и традиции, диктующие главные нравственные ценности и нормы поведения людей. Вот некоторые из них:
Свобода. Важность этой нравственной категории проявляется даже при приветствии и прощании. Вместо «Здравствуйте» или «Добрый день» при встрече говорят «Приходи свободным», а при прощании — «Иди свободным!». Однако личная свобода налагала и ответственность не ущемлять свободу других.
Гостеприимство. У вайнахов — настоящий культ гостей, особенно прибывших издалека. Хозяин дома должен не только обеспечить их безопасность, но и проявить к ним максимальную щедрость и предупредительность.
Уважение к старшим. При появлении старшего младшие всегда встают. Они не имеют права его перебивать или даже начинать разговор без его разрешения.
Свадьба — ловзар — одно из красивейших и важнейших событий в жизни чеченцев и ингушей. Ее украшение — лезгинка, исполнение которой у вайнахов отличается высоким темпом и резкими движениями.
Мужчины, как и другие горцы, носили черкески с газырями, которые играли роль патронташей и одновременно «бронежилета» — могли защитить грудь от пули и сабельного удара. Точно так же могла смягчить удар клинка и папаха. В непогоду на папаху надевался башлык, который хорошо защищал лицо от ветра, согревал шею, плечи и поясницу. А бурка и вовсе могла играть роль походной палатки. Мужчины носили мягкие из сыромятной кожи сапоги, для хождения по горам порой использовали деревянные подошвы с подковами. Женщины носили шаровары и длинные рубахи, поверх которых надевали платья.
Впечатляюще смотрятся чеченские и ингушские башни, они делились на жилые и боевые. Последние нередко строились на пиках и отрогах скал — в местах, которые сами по себе труднодоступны для человека.
Еда отличается простотой. В ее основе — кукуруза, мясо (за исключением свинины), сыр, творог, мучные изделия, черемша, разнообразные приправы и зелень.