Чеченцы и ингуши (вайнахи)

17.11.2022

Чеченцы и ингуши (вайнахи)

Чеченцы и ингуши про­живают на Северном Кавказе с незапамят­ных времен и являются одним из автохтонных народов нашей страны. Ряд известных ученых на основании языкового сходства делают вывод о родстве далеких предков чеченцев и ин­гушей с шумерами, хурритами и урартами. В раннее Средневеко­вье они входили в состав государ­ства Хазарский каганат (Хазария) и Алания, представлявшего собой многоплеменный и многоязыч­ный союз. Как этнос в их совре­менном виде чеченцы и ингуши консолидировались в XVII веке. Свою роль в этом сыграла Кавказская война. Эти народы триж­ды в своей истории переживали масштабные вынужденные ми­грации. В 1865 году вскоре после поражения Шамиля около пяти тысяч чеченских и ингушских се­мей вместе с другими горскими народами переселились в Осман­скую империю. Часть из них поз­же вернулась, но основная масса переселенцев-беженцев осела на территории современных Турции, Сирии и Иордании. С 1930-х го­дов для совместного обозначения чеченцев и ингушей стал исполь­зоваться термин «вайнах».

В 1944 году чеченский и ингуш­ский народы были депортирова­ны в Среднюю Азию и Казахстан, в 1957 году им разрешили вер­нуться на родину, однако часть сосланных предпочли остаться в Киргизии и Казахстане. Нако­нец, третья волна вынужденных переселенцев пришлась на осе­тино-ингушский конфликт и на две чеченские войны новейше­го времени. Беженцы оседали в Турции, арабских и европей­ских странах (крупные диаспоры ингушей и чеченцев появились во Франции, Австрии и Бельгии). Сегодня в мире насчитывается примерно полтора миллиона че­ченцев и больше полумиллиона ингушей.

ТРАДИЦИИ

Чеченский и ингушский наро­ды делятся на тейпы, которых в настоящий момент насчиты­вается порядка 250 (около 170 чеченских и свыше 70 ингуш­ских). Когда-то часть чеченцев и ингушей исповедовала хри­стианство. В горах Чечни можно встретить руины христианских церквей, относительно целый храм Тхаба-Ерды сохранился в Ингушетии. Сегодня чеченцы и ингуши исповедуют суфизм — мистическое течение в исламе, проповедующее аскетизм и вы­сокую духовность. Среди них представлены два суфийских ордена-тариката — Накшбандийа и Кадирийа. Оба появились на Северном Кавказе в XIX веке. Большое влияние на вайнахов имеют адаты — обычаи и тради­ции, диктующие главные нрав­ственные ценности и нормы по­ведения людей. Вот некоторые из них:

Свобода. Важность этой нрав­ственной категории проявляется даже при приветствии и проща­нии. Вместо «Здравствуйте» или «Добрый день» при встрече гово­рят «Приходи свободным», а при прощании — «Иди свободным!». Однако личная свобода налагала и ответственность не ущемлять свободу других.

Гостеприимство. У вайнахов — настоящий культ гостей, особен­но прибывших издалека. Хозяин дома должен не только обеспе­чить их безопасность, но и про­явить к ним максимальную ще­дрость и предупредительность.

Уважение к старшим. При по­явлении старшего младшие всег­да встают. Они не имеют права его перебивать или даже начи­нать разговор без его разрешения.

Свадьба — ловзар — одно из кра­сивейших и важнейших событий в жизни чеченцев и ингушей. Ее украшение — лезгинка, исполне­ние которой у вайнахов отлича­ется высоким темпом и резкими движениями.

Мужчины, как и другие горцы, носили черкески с газырями, ко­торые играли роль патронташей и одновременно «бронежиле­та» — могли защитить грудь от пули и сабельного удара. Точно так же могла смягчить удар клин­ка и папаха. В непогоду на папа­ху надевался башлык, который хорошо защищал лицо от ветра, согревал шею, плечи и поясницу. А бурка и вовсе могла играть роль походной палатки. Мужчины но­сили мягкие из сыромятной кожи сапоги, для хождения по горам порой использовали деревянные подошвы с подковами. Женщины носили шаровары и длинные ру­бахи, поверх которых надевали платья.

Впечатляюще смотрятся че­ченские и ингушские башни, они делились на жилые и боевые. По­следние нередко строились на пиках и отрогах скал — в местах, которые сами по себе труднодо­ступны для человека.

Еда отличается простотой. В ее основе — кукуруза, мясо (за ис­ключением свинины), сыр, творог, мучные изделия, черемша, раз­нообразные приправы и зелень.